ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН " О ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ БИОЭТИКИ И ГАРАНТИЯХ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ "

Проект

Раздел I. Общие положения. Правовые основы этики государственной политики в области здоровья и здравоохранения

Статья 1. Цель Закона

Настоящий Федеральный закон имеет целью установление правовых основ биоэтики в области охраны здоровья как общественного блага и условия выживания общества, в том числе при осуществлении медицинской деятельности, включая выбор метода лечения, применение научных знаний на практике, отношения между медицинскими работниками и пациентом, обеспечение его безопасности и интересов, иные вопросы, связанные с вмешательством в сферу физического и психического здоровья человека.

Статья 2. Основные понятия

Биоэтика - свод принципов и норм, действующих на основе традиционных духовных ценностей в области здоровья и здравоохранения и регулирующих в этой сфере взаимоотношения государства с обществом, семьей и личностью, а также взаимоотношения медицинского работника и пациента в связи с медицинским вмешательством.

Пациент - лицо, обратившееся за медицинской помощью, нуждающееся в ней, либо пользующееся ею на постоянной или временной основе.

Медицинское вмешательство - воздействие на организм человека медицинскими методами и средствами в целях оздоровления, профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, научного исследования.

Профессиональные стандарты - обязательные требования к выполнению различных видов медицинского вмешательства; включают этический компонент, а также действующие в рамках стандартов качества медицинской помощи технологический и экономический компоненты.

Этические принципы - совокупность требований, нравственно ориентирующих деятельность в области здоровья человека.

Государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения - ежегодно устанавливаемые государством с учетом экономических возможностей страны и потребностей населения объемы медицинской помощи, оказываемой гражданам бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней. (В Российской Федерации действуют:

1) федеральные государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения - стандарты, обязательные для выполнения на всей территории Российской Федерации и устанавливающие гарантии оказания бесплатной медицинской помощи для всех граждан, и

2) разрабатываемые на основе этих стандартов субъектами Российской Федерации территориальные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения, обязательные для выполнения на территории субъекта Российской Федерации и полностью включающие в себя федеральные государственные минимальные социальные стандарты).

Методы и средства оккультно-мистического и религиозного происхождения - деструктивные методы и средства вмешательства в сферу психического и физического здоровья человека, к которым относятся колдовство, шаманство, ведовство, магия, парапсихология (иные производные от нее методы энергоинформатики и экстрасенсорики), методы рейки, астрологическая, кармическая, ведическая медицина, трансцедентальная медитация, методы детоксикации и дианетики, иные используемые саентологической организацией методы, а также методы, направленные на контроль сознания и способствующие возникновению психического расстройства типа зависимой личности.

Аборт по социальным показаниям (аборт на поздних сроках беременности) - искусственное прерывание беременности при сроке от 12 до 22 недель, например, при низком доходе на члена семьи, отсутствии мужа, работы, квартиры и т.д.

Лицо, не способное дать согласие на медицинское вмешательство - лицо, относящееся к одной из следующих категорий:

1) лица, не достигшие 15-летнего возраста;

2) лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

3) лица, находящиеся в бессознательном состоянии.

Согласие по доверенности - согласие на медицинское вмешательство, данное за лиц, не способных дать такое согласие, их родителями или иными законными представителями.

Геном человека - совокупность генов, составляющих наследственную конституцию.

Наследственность - свойство организмов обеспечивать структурную и функциональную преемственность поколений путем передачи биологических и иных признаков от одного поколения другим.

Клонирование - метод генной инженерии, ориентированный на повторение генотипа человека или животного, создание и тиражирование генетических копий людей (животных) путем бесполого размножения и иных манипуляций с генетическим материалом.

Эксперименты по созданию трансгенных животных с генетическим материалом человека - эксперименты, направленные на выращивание животных, в геном которых (или в геномы их отдельных клеток или тканей) с помощью методов генной инженерии включается человеческий генетический материал; например, в клетки свиньи - гены человека.

Коррекция половых признаков - исправление врожденных или наследственных нарушений развития половых органов.

Клинические испытания - опыты на людях, включающие медико-биологические исследования, целью которых является проверка воздействия на организм больного человека новых (не использовавшихся ранее) профилактических, диагностических или терапевтических методов и средств.

Неклинические (нетерапевтические) испытания - опыты на людях, включающие медико-биологические исследования, где испытуемыми выступают добровольцы.

Исследования, спонсируемые со стороны - финансируемые из-за рубежа медико-биологические исследования, проводимые в Российской Федерации и в сотрудничестве с нею по предложению и при участии (полном или частичном) международной (зарубежной) организации.

Живой донор - лицо, давшее добровольное информированное согласие на прижизненный забор у него органа или тканей для пересадки (трансплантации).

Реципиент - лицо, которому производится пересадка органов и(или) тканей.

Статья 3. Принципы биоэтики

Государство несет ответственность за обеспечение нравственной ориентации деятельности в области здоровья и гарантирует осуществление следующих принципов биоэтики:

1) безопасность жизни и здоровья человека;

2) тесная взаимосвязь физического и духовного здоровья;

3) соблюдение прав и свобод человека в области здравоохранения;

4) защита достоинства и личной неприкосновенности;

5) психическая и физическая целостность человека;

6) приоритет интересов и благополучия пациента над интересами науки и общества;

7) личная ответственность граждан за свое здоровье.

Статья 4. Гарантии обеспечения нравственной ориентации государственной политики

Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации при принятии бюджета и формировании экономической и социальной политики, а также при оценке их эффективности руководствуются данными демографической экспертизы, осуществляемой с учетом комплексного индикатора качества жизни, включающим показатели состояния и динамики:

1) физического здоровья, гарантий реализации права на жизнь и деторождение (оцениваются по уровням продолжительности жизни, смертности, рождаемости, по обобщенным показателям потерь, включая:

потери потенциала воспроизводства (выкидыши, аборты, мертворождение, материнская смертность);

потери потенциала жизни (потери потенциала воспроизводства, а также младенческая и общая смертность);

потери трудового потенциала (материнская смертность, младенческая, общая смертность в трудоспособном возрасте, инвалидность, временная утрата трудоспособности);

потери активности жизни (инвалидность, временная нетрудоспособность, заболевания школьников, студентов, лиц пожилого возраста).

2) духовного здоровья, т.е. соответствия поведения общества духовно-нравственным ценностям (оцениваются по уровням социальных аномалий таких, как убийства, тяжкие телесные повреждения, кражи, самоубийства, алкоголизм, наркомания, брошенные дети, увлечение оккультно-мистическими учениями и методами и др.);

3) удовлетворенности условиями жизни: питание, работа, образование, условия труда и быта, здравоохранение, уверенность в будущем и др. (оцениваются путем социологических опросов представительных выборок).

Ухудшение указанных показателей свидетельствует об ослаблении нравственной ориентации государственной политики и является основанием для ее обязательного пересмотра или коррекции.

В целях обеспечения гарантий нравственной ориентации государственной политики Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации уполномочивает специально образованный федеральный орган или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач мониторинга качества жизни населения Российской Федерации и осуществления демографической экспертизы

Результаты мониторинга качества жизни подлежат обязательному опубликованию в центральной прессе в месячный срок после их получения.

Демографическая экспертиза проводится в обязательном порядке в отношении всех государственных экономических и социальных программ, осуществляемых в том числе за счет иностранных кредитов и инвестиций.

Субъекты Российской Федерации могут создавать соответствующие органы, специально уполномоченные на решение задач мониторинга качества жизни и проведения демографической экспертизы.

Статья 5. Гарантии обеспечения граждан медицинской помощью

Государство является гарантом обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Каждый человек имеет право на достойное лечение и уход.

Медицинская помощь предоставляется при обеспечении качества и на основе равной доступности к ней всех граждан.

Любое медицинское вмешательство осуществляется в соответствии с государственной лицензией при соблюдении профессиональных стандартов, утверждаемых федеральным органом здравоохранения.

Государство гарантирует гражданам бесплатную медицинскую помощь в объеме, предусмотренном федеральными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения, разрабатываемыми Правительством Российской Федерации, утверждаемыми и ежегодно пересматриваемыми при принятии бюджета с учетом потребностей населения и экономических возможностей государства.

Территориальные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения, разрабатываемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждаемыми и ежегодно пересматриваемыми при принятии бюджета субъекта Российской Федерации, не могут быть ниже устанавливаемых на федеральном уровне.

В целях гарантированного обеспечения населения специализированной медицинской помощью в объемах, предусмотренных государственными (федеральными и территориальными) минимальными стандартами, в Российской Федерации действует сеть учреждений федерального и территориального уровней, финансируемых "отдельной строкой" из федерального или территориального бюджетов.

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения не могут отказать в лечении пациенту под предлогом его неплатежеспособности.

Гражданам гарантируется равная доступность лекарственной помощи, включая лекарственные средства и иммунобиологические и биотехнологические препараты.

В Российской Федерации не допускается финансирование из бюджетных и государственных внебюджетных средств бесплатной раздачи контрацептивов.

Статья 6. Безопасность жизни и здоровья в области здравоохранения

Обеспечение безопасности жизни и здоровья человека является основой государственной политики в области охраны здоровья как общественного блага и национального достояния.

Безопасность жизни и здоровья обеспечивается путем допуска в практику здравоохранения только разрешенных федеральным органом здравоохранения методов и средств медицинского воздействия.

Право на медицинскую и фармацевтическую деятельность имеют работники и учреждения здравоохранения, получившие разрешение (лицензию) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Гарантии обеспечения безопасности жизни и здоровья

В интересах безопасности жизни и здоровья граждан в Российской Федерации не допускается применение в целях оздоровления, профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения.

В целях обеспечения безопасности граждан в Российской Федерации запрещается деятельность организаций, представляющих риск для жизни и здоровья граждан, семьи и общества, в том числе организаций:

1) пропагандирующих и применяющих методы воздействия на организм, представляющие риск для жизни и здоровья, а также побуждающих или принуждающих своих членов использовать такие методы в отношении себя и(или) своих детей;

2) пропагандирующих употребление наркотических средств, а также использующих их и психотропные вещества для формирования у членов организации зависимости в целях манипулирования их сознанием и поведением;

3) побуждающих или принуждающих своих членов к отказу от медицинской помощи по жизненным показаниям (включая отказ от переливания крови) в отношении себя и своих детей;

4) побуждающих или принуждающих своих членов выполнять унижающие человеческое достоинство действия, сопряженные с опасностью для жизни и здоровья;

5) эксплуатирующих своих членов и их детей в сексуальном отношении;

6) призывающих к насилию и трактующих насилие противоположно общепринятым нравственным нормам;

7) побуждающих или принуждающих граждан к отказу от брака и (или) деторождения, а также систематически побуждающих или принуждающих к разрыву уже существующих семейных отношений и связей;

8) пропагандирующих легализацию наркотических средств.

Не допускается деятельность иностранных юридических или физических лиц, лишенных за рубежом права на медицинскую или фармацевтическую деятельность, либо лицензии на ее осуществление.

Статья 8. Экспертиза факторов

риска для жизни и здоровья в связи

с деятельностью некоторых организаций

Экспертиза факторов риска для жизни и здоровья граждан в связи с деятельностью некоторых организаций проводится комиссией, создаваемой при федеральном органе здравоохранения.

Положение о Комиссии по экспертизе факторов риска для жизни и здоровья в связи с деятельностью некоторых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Решение указанной Комиссии служит основанием для рассмотрения в судебном порядке вопроса о запрещении деятельности организации или о недопущении ее регистрации, в случае, если имеются полученные из-за рубежа неопровержимые данные органов государственной власти об опасности для жизни и здоровья человека организации, претендующей на регистрацию в Российской Федерации.

Статья 9. Обеспечение безопасности жизни и здоровья матери и ребенка

Безопасность жизни и здоровья матери и ребенка является объектом национальной безопасности Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья матери и ребенка и сохранения репродуктивного здоровья населения в Российской Федерации не допускается:

1) проведение абортов по социальным показаниям;

2) использование человеческих эмбрионов и плодов в диагностических, терапевтических, экспериментальных, производственных, коммерческих и иных целях; торговля эмбрионами и половыми клетками;

3) редукция (искусственное уменьшение количества) эмбрионов при многоплодной беременности, иные репродуктивные технологии, связанные с манипуляциями над эмбрионами;

4) осуществление деятельности, направленной на лишение права на естественное деторождение, исключая случаи, когда такое вмешательство необходимо для сохранения жизни человека;

5) изъятие половых клеток и половых желез без согласия донора.

Во избежание кризиса идентичности рожденного человека и ломки традиционных родственных отношений не допускается предоставление услуг вынашивающей матери (матери, вынашивающей чужого ребенка).

Врач не может проявлять инициативу и настаивать на аборте, стерилизации, контрацепции по немедицинским показаниям.

Вопросы планирования семьи (контроля и сокращения рождаемости), включая половое воспитание детей, являются частным делом семьи и не могут финансироваться за счет государства, средств негосударственных организаций и предприятий, а также иностранных инвестиций и кредитов.

Стерилизация не может рассматриваться как метод контрацепции и допускается только по медицинским показаниям на основании решения суда, принятого не ранее, чем в шестимесячный срок после подачи письменного заявления обоими супругами.

Иностранные организации и инвесторы, а также контролируемые ими организации, действующие на территории Российской Федерации, не вправе принимать участие в решении вопросов государственной политики в области демографии и репродуктивного здоровья населения, и осуществлять деятельность в этой сфере.

Статья 10. Обеспечение безопасности жизни и здоровья в области

пропаганды (рекламы) методов и средств вмешательства в сферу здоровья

В Российской Федерации не допускается пропаганда (реклама), того, что представляет риск возникновения заболевания, либо способно нанести иной вред здоровью человека, включая:

1) методы и средства, не допущенные к применению федеральным органом здравоохранения;

2) медицинская и фармацевтическая деятельность юридических и физических лиц, не имеющих разрешения либо лицензии на ее осуществление, полученных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) наркотические средства, психотропные вещества, алкогольные напитки и табачные изделия, а также деятельность, направленную на легализацию наркотических средств;

4) лекарственные средства, предназначенные для приема по рецепту врача (реклама остальных лекарственных средств допустима только на территории аптек и на страницах специальных медицинских изданий);

5) методы диагностики и лечения сексуальных расстройств; лекарственные препараты и пищевые добавки, воздействующие на сексуальную сферу, особенно стимулирующие ее, а также продукция сексуального характера;

6) изменение пола;

7) объявления о купле-продаже новорожденных детей;

8) объявления о найме и оплате услуг суррогатной матери;

9) объявления о купле-продаже органов и тканей человека, трупов, органов и тканей трупов;

10) методы и средства оккультно-мистического и религиозного происхождения, предназначенные для использования в целях оздоровления, профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;

11) объявления о проведении абортов, контрацепции, стерилизации;

12) услуги сексуального характера;

13) пропаганду гомосексуализма и иных половых отклонений, организаций сексуальных меньшинств и их деятельности.

Раздел II. Правовые основы этики отношений,

возникающих в связи с медицинским вмешательством

Статья 11. Согласие

на медицинское вмешательство

Вмешательство в сферу здоровья человека может производиться только после предварительного получения его добровольного согласия, данного на основе предоставленной ему врачом полной информации, позволяющей принять решение и выразить согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.

Информация, необходимая для принятия решения о согласии, должна содержать сведения о целях и характере медицинского вмешательства, его альтернативах и последствиях, а также о возможном риске.

Пациент может отозвать согласие в любое время до осуществления медицинского вмешательства.

Статья 12. Защита лиц,

не способных дать согласие

Медицинское вмешательство в отношении лица, не способного дать согласие, может производиться только в интересах спасения его жизни, восстановления или поддержания здоровья. Решение о согласии на медицинское вмешательство в этом случае принимается родителями пациента или иными законными представителями.

Решение о согласии на медицинское вмешательство в отношении лиц, не способных дать такое согласие, принимается на основании предоставляемой врачом информации, необходимой для принятия соответствующего решения.

При принятии решения о согласии на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних их мнение учитывается пропорционально возрасту и степени зрелости.

Отказ родителей, иных законных представителей от медицинской помощи, необходимой ребенку, не может служить основанием для оставления без медицинской помощи. Если такой отказ создает опасность для жизни и здоровья ребенка или противоречит его интересам, решение о медицинском вмешательстве принимается в порядке, установленном в части первой статьи 14 настоящего Федерального закона.

Предварительное согласие родителей, или лиц их заменяющих является обязательным при проведении в отношении несовершеннолетних в дошкольных и образовательных учреждениях мер медицинского характера, включая пропаганду методов и средств воздействия на организм и здоровье, а также применение к несовершеннолетним методов и средств вмешательства в сферу их физического и психического здоровья.

Статья 13. Защита лиц,

признанных недееспособными

Любое медицинское вмешательство в отношении лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, осуществляется с согласия их родителей, или иных законных представителей.

Решение о согласии на медицинское вмешательство в отношении лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными и не имеющих законных представителей, возлагается на учреждение здравоохранения или социального обслуживания, которое оказывает им помощь.

Статья 14. Экстренные ситуации

В экстренных случаях, когда состояние здоровья пациента не позволяет ему выразить согласие на медицинское вмешательство, а также при отсутствии лиц, имеющих по закону право принять решение о согласии, и(или) при невозможности установить с ними связь, ответственность за жизнь и здоровье пациента берет на себя комиссия врачей, а при невозможности собрать комиссию - непосредственно лечащий (дежурный) врач, который обязан при первой возможности уведомить администрацию учреждения здравоохранения о принятых мерах.

В случае отказа родителей, иных законных представителей от медицинской помощи, которая срочно необходима ребенку по жизненным показаниям, медицинское вмешательство осуществляется в порядке, установленном в части первой настоящей статьи.

В условиях экстренной ситуации, когда пациент находится в бессознательном состоянии и не может дать соответствующее согласие, медицинское вмешательство может быть выполнено немедленно в интересах жизни и здоровья пациента.

При констатации факта смерти мозга решение об отключении средств поддержания жизни пациента принимается комиссией врачей-специалистов в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа здравоохранения и оформляются в письменном виде.

Статья 15. Предварительно

выраженные желания

Медицинские работники должны принимать во внимание предварительно выраженные в отношении медицинского вмешательства желания пациента, который ко времени вмешательства не в состоянии выразить свою волю.

Исключение составляют случаи отказа пациентов от медицинской помощи, в том числе от переливания крови, в экстренных ситуациях, когда такой отказ представляет опасность для жизни самого пациента и(или) будущего ребенка.

Статья 16. Информация о здоровье

Пациент имеет право на получение информации о состоянии его здоровья и требуемой ему медицинской помощи, включая сведения о наличии заболевания, его диагнозе, прогнозе, возможных способах диагностики, лечения и профилактики, риске, связанном с медицинским вмешательством, а также возможных альтернативах такому вмешательству.

Информация предоставляется пациенту в доступной для него форме, в устном или письменном виде.

Пациент вправе отказаться от получения информации о его здоровье.

В интересах пациента право на получение информации может быть ограничено, если у врача есть все основания полагать, что подобная информация может нанести серьезный вред здоровью пациента.

При назначении средств воздействия на организм женщине детородного возраста врач обязан предупредить ее о возможных побочных эффектах, способных нанести вред ее репродуктивному здоровью, здоровью плода, либо привести к аборту. Врач несет личную ответственность за несообщение женщине указанной информации.

Статья 17. Конфиденциальность информации о здоровье

Пациент имеет право на конфиденциальность информации о состоянии его здоровья и личной жизни, ставшей известной лицам, участвующим в оказании ему медицинской помощи. Указанные лица обязаны сохранять в тайне полученную информацию и сам факт обращения за помощью даже после смерти пациента, исключая случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Профессиональная медицинская тайна распространяется не только на информацию, которую пациент доверил врачу или иному лицу при получении медицинской помощи или которая стала им известна в связи с выполнением профессиональных обязанностей, но и на любые сведения о пациенте, выявленные в процессе медицинского вмешательства.

Не допускается включение и использование в автоматизированных базах данных без разрешения пациента информации персонифицированного характера, касающейся его частной жизни, наличия у него определенных заболеваний, перечень которых устанавливается федеральным органом здравоохранения.

Разглашение без разрешения пациента в устной или письменной форме информации о состоянии его здоровья и иных данных о нем, ставших известными другим лицам при оказании ему медицинской помощи, являются посягательством на личную жизнь пациента независимо от того, была ли разглашенная информация достоверной или ложной.

Статья 18. Допуск

к медицинской информации

Правом на допуск к медицинской информации пациента пользуются сам пациент либо лица, получившие на это его письменное разрешение.

Разрешение пациента на допуск к его медицинской информации не требуется для:

медицинских работников, непосредственно оказывающих ему медицинскую помощь, либо участвующих в его консультировании;

органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования и судебным разбирательством;

должностных лиц госсанэпидслужбы по заболеваниям, относящимся к их компетенции, при проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

медицинских работников при проведении исследований, включенных в планы научно-исследовательской работы органов здравоохранения или Российской Академии медицинских наук;

лиц, осуществляющих проверку отчетности в учреждении здравоохранения.

Лица, пользующиеся правом допуска к медицинской информации пациента без его разрешения, обязаны соблюдать в тайне все сведения, медицинского и личного характера, ставшие им известными при выполнении профессиональной деятельности.

Статья 19. Защита прав и интересов верующих в сфере здравоохранения

Пациенты, находящиеся в стационарных учреждениях здравоохранения, имеют право на приглашение священнослужителя и исполнение религиозных обрядов, зарегистрированных в Российской Федерации конфессий.

Гарантии реализации этого права обеспечивает администрация учреждения здравоохранения, которая не вправе ограничивать время прихода священнослужителя часами посещения обычных посетителей.

По просьбе пациентов или их родственников администрация обязана обеспечить допуск священнослужителя в любое время и предоставить возможность исповеди без присутствия посторонних.

Во избежание оскорбления чувств верующих пациентов, исповедующих религии, сформировавшие этнокультуры народностей Российской Федерации, в учреждениях здравоохранения запрещается пропагандистская и(или) медицинская деятельность представителей религиозных организаций деструктивного и(или) оккультного характера и представителей нетрадиционных для России религиозных организаций, которые используют медицинскую деятельность в целях прозелитизма.

Не допускается посещение учреждений здравоохранения религиозными деятелями без приглашения пациентов или их законных представителей, в случае, если сам пациент не может сделать это самостоятельно.

В целях уважения чувств верующих, исповедующих религии большинства населения Российской Федерации, не допускается введение в образовательных учреждениях Российской Федерации предметов (курсов), наносящих вред духовному и физическому здоровью детей, в том числе предусматривающих в качестве мер полового воспитания раздачу детям средств контрацепции, пропаганду культа секса, стимулирование у них ранней потребности в половых контактах.

Противозачаточные средства распространяются только через аптеки.

Врач, независимо от занимаемой должности, иной медицинский работник, студент медицинского образовательного учреждения вправе отказаться от производства аборта, операции стерилизации на основании религиозных убеждений. В случае такого отказа ему гарантируется право на свободу от дискриминации.

Раздел III. Гарантии обеспечения биоэтики

в вопросах, связанных с геномом человека

Статья 20. Свобода от дискриминации

В Российской Федерации запрещается любая форма дискриминации по признаку наследственности.

Статья 21. Генетические тесты

В Российской Федерации гарантируется доступность генетического тестирования в интересах здоровья каждого, желающего пройти такое тестирование.

Тесты, устанавливающие возможность генетического заболевания или служащие для идентификации субъекта как носителя изменения (мутации) гена, вызывающего болезнь, либо направленные на обнаружение генетической предрасположенности или подверженности болезни, могут производиться исключительно в целях охраны здоровья тестируемых или научных исследований, связанных со здравоохранением.

Указанные тесты проводятся только после соответствующей генетической консультации, устанавливающей их целесообразность, с информированного согласия пациента .

Пренатальный диагноз, устанавливающий наличие наследственной болезни, не должен рассматриваться врачом как основание для прерывания беременности по медицинским показаниям.

Врачи, полагающие, что контрацепция, стерилизация и искусственное прерывание беременности противоречат их принципам и убеждениям, могут отказаться также от проведения генетических тестов. Однако, во всех случаях, врач обязан предупредить будущих родителей о возможности возникновения генетических проблем и посоветовать пройти генетическое тестирование у компетентного специалиста.

Статья 22. Вмешательство в геном человека

Вмешательство в геном человека, может осуществляться только в профилактических, диагностических или лечебных целях при условии, если оно не направлено на введение изменений в линию клеток воспроизводства человека (половых клеток) и тем самым не вносит изменения в геном его потомков.

Запрещается клонирование людей, т.е. любое вмешательство, направленное на создание человека, генетически идентичного другому человеку (имеющему с ним одинаковый набор генов), независимо от того жив он или умер.

Во избежание негативных последствий для здоровья людей, в том числе межвидовой передачи болезней животных человеку, не допускается деятельность по созданию трансгенных животных с генетическим материалом человека и использование таких животных в целях трансплантации.

Вмешательство в геном человека в каждом конкретном случае осуществляется на основе заключения комиссии врачей-специалистов в области медицинской генетики и репродукции человека, работающих в государственном (муниципальном) учреждении здравоохранения, имеющем выдаваемую федеральным органом здравоохранения лицензию на подобного рода медицинскую деятельность.

Все методы вмешательства в геном человека подлежат обязательной экспертизе Федерального комитета по биоэтике и с учетом ее результатов допускаются к применению федеральным органом здравоохранения.

Статья 23. Определение пола

и коррекция половых признаков

В Российской Федерации запрещается определение пола эмбриона и плода человека без медико-генетических на то показаний.

Коррекция половых признаков допускается только при врожденных или наследственных пороках полового развития (гермафродитизм) и проводится по медицинским показаниям на основании решения суда.

Коррекция пола проводится детям до 16 лет с информированного письменного согласия родителей, иных законных представителей ребенка.

Не допускается:

1) изменение пола человека;

2) удаление признаков пола (исключение составляют случаи, когда такое вмешательство необходимо по жизненным показаниям);

3) формирование признаков противоположного пола.

Раздел IV. Правовые основы биоэтики научных исследований

Статья 24. Общие условия проведения медико-биологических исследований, включающих опыты на людях

Медико-биологическое исследование, включающее опыты на людях (клинические и неклинические испытания), осуществляется после тщательного лабораторного эксперимента (доклинического испытания на животных) и получения разрешения на его проведение, выдаваемого федеральным органом здравоохранения на основании заключения Федерального комитета по биоэтике.

Условия и порядок выдачи разрешения на проведение медико-биологических исследований, включающих опыты на людях, определяется федеральным органом здравоохранения по согласованию с Федеральным комитетом по биоэтике.

Медико-биологические исследования, включающие опыты на людях, проводятся при условии обязательного соблюдения прав пациента, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе права на уважение чести и достоинства, права на информацию, согласие на медицинское вмешательство, на отказ от него. Пациент, принимающий участие в эксперименте, пользуется правом выхода из него на любой стадии.

Цели и ход медико-биологического исследования, включающего опыты на людях, должны быть отражены в протоколе, подлежащем передаче специально создаваемой экспертной комиссии, в состав которой, в том числе входят, представители федерального органа здравоохранения, выдавшего разрешение на эксперимент, комитета по биоэтике субъекта Российской Федерации (а в случае его отсутствия - Федерального комитета по биоэтике).

Исследователи обязаны прервать испытание в случае, если продолжение эксперимента создает опасность для жизни и здоровья испытуемого.

Не допускается проведение испытаний в случаях, если есть основания предполагать возможность смерти или инвалидизации пациента.

Запрещается проведение нетерапевтических испытаний на беременных женщинах.

Клинические (терапевтические) испытания на беременных разрешаются только в интересах здоровья матери и повышения жизнеспособности ребенка.

Статья 25. Защита человека, являющегося объектом испытания

Медико-биологическое исследование, включающее опыты на людях, может производиться только при соблюдении всех следующих условий:

1) испытанию нет альтернативы, сопоставимой по степени эффективности;

2) потенциальные выгоды испытания не противоречат интересам человека и не создают для него опасности;

3) на испытание имеется разрешение, выданное федеральным органом здравоохранения на основании заключения Федерального комитета по биоэтике, после тщательной оценки научной и практической значимости испытания и его этической приемлемости;

4) человек, являющийся объектом испытания, проинформирован о своих правах и законодательных гарантиях их защиты;

5) на проведение испытания имеется согласие, полученное в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона, оформленное письменно и удостоверенное подписью пациента, которое может быть отозвано им в любое время.

Юридические лица, проводящие испытания на людях, обязаны:

обеспечить испытуемым в случае необходимости медицинскую помощь и уход;

застраховать свою ответственность на случай причинения вреда здоровью пациентов. Наличие документа, подтверждающего страхование гражданско-правовой ответственности, является обязательным условием при выдаче разрешения на испытание.

Статья 26. Защита лица, не способного дать согласие на участие в испытании

Испытание на человеке, не способном дать согласие, проводится при соблюдении всех следующих условий:

1) выполнение норм, изложенных в статье 25 настоящего Федерального закона;

2) сопоставимые по результатам и эффективности испытания не могут быть проведены на людях, способных дать согласие;

3) согласие на испытание получено в соответствии с нормами, установленными статьей 12 настоящего Федерального закона, оформлено письменно и удостоверено подписью лица, давшего согласие.

В исключительных случаях, когда есть основания полагать, что испытание не окажет прямого положительного влияния на здоровье испытуемого, оно может быть разрешено в соответствии с нормами, установленными в п.п. 1)-3) настоящей статьи, и при соблюдении следующих дополнительных условий:

испытание должно быть ориентировано на существенное улучшение научного понимания определенного состояния человека или какого-либо заболевания и направлено на достижение результатов, способных принести пользу пациенту и в дальнейшем другим лицам, находящимся в том же состоянии, страдающим тем же заболеванием и(или) нуждающимся в аналогичном медицинском вмешательстве;

испытание сопряжено с минимальным риском и минимальной нагрузкой на человека, являющегося объектом испытания.

Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не могут быть объектом неклинических испытаний. При этом ребенок должен самостоятельно мыслить и быть достаточно зрелым, чтобы понять природу предстоящего вмешательства, включая потенциальный риск. В отношении ребенка не должно быть никакого давления. На участие в таких испытаниях должно быть получено не только согласие по доверенности, но и согласие самого ребенка.

Не могут быть объектом неклинического испытания не способные дать согласие лица, проживающие в учреждениях социальной защиты населения или социального обслуживания.

Статья 27. Запрещение испытания

на эмбрионах человека

В Российской Федерации запрещается:

1) проведение испытаний на человеческих эмбрионах и плодах;

2) создание (получение) эмбрионов человека для исследовательских целей;

3) использование в исследовательских целях оплодотворенных яйцеклеток.

Статья 28. Фармакологические испытания

Фармакологические испытания проводятся в соответствии с нормами, установленными в ст. ст. 24, 25, 26 настоящего Федерального закона, при обязательном прохождении трех следующих этапов проверки, обеспечивающих надежность при принятии решения о допуске к серийному производству:

1) Нетерапевтические испытания в целях определения безопасности препарата (проводятся на здоровых людях, давших добровольное согласие);

2) Клинические испытания для определения терапевтического эффекта препарата (проводятся на ограниченном числе пациентов, страдающих тем заболеванием, для лечения которого предназначен препарат);

3) Клинические испытания для лучшей оценки безопасности, эффективности и оптимальной дозы препарата (проводятся на большом количестве пациентов и страдающих тем заболеванием, для лечения которого предназначен препарат).

В случае, если препарат импортного производства не зарегистрирован и не применяется в стране-производителе, он подлежит обязательным испытаниям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Медико-биологические исследования, спонсируемые со стороны

Медико-биологические исследования, спонсируемые со стороны (из-за рубежа), проходят этическую и научную экспертизу в Российской Федерации и проводятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исследования, спонсируемые со стороны, должны отвечать здравоохранительным потребностям населения и разрешаться в случае, если их целью является испытание методов и препаратов, направленных на профилактику и лечение заболеваний, представляющих серьезную проблему и имеющих особую социальную значимость в Российской Федерации.

Статья 30. Разрешение на проведение исследований, спонсируемых со стороны

Разрешение на исследование, спонсируемое со стороны, выдается в случае, если имеются обоснованные причины проведения его именно в Российской Федерации, а не в предлагающей стране, при условии, что оно не противоречит этическим и научным нормам последней.

Разрешение на проведение исследований, спонсируемых со стороны, выдает федеральный орган здравоохранения на основании заключения Федерального комитета по биоэтике.

Предлагающая (спонсирующая) сторона представляет в федеральный орган здравоохранения помимо документов, предусмотренных законом для принятия решения о разрешении исследования, документ подтверждающий соответствие исследования этическим нормам предлагающей стороны.

В случае расхождения этих норм, при принятии решения о разрешении исследования принимается более высокий стандарт.

При принятии решения о разрешении в Российской Федерации исследования, предлагаемого и финансируемого внешним спонсором, занятым в промышленности, например, фармацевтической компанией, требуется заключение на проект, выдаваемое национальным органом здравоохранения предлагающей стороны или иным ее государственным органом, компетентным решать указанные вопросы.

Статья 31. Гарантии,

связанные с проведением исследований, спонсируемых со стороны

Разрешение на исследование, спонсируемое со стороны, выдается при условии, если предлагающая сторона предоставит гарантии, что после успешного завершения исследований их результаты (включая медицинские технологии, лекарственные средства, и медицинское оборудование) будут в разумной степени доступны населению Российской Федерации.

Предлагающая сторона обязана представить гарантии того, что после завершения исследования, она продолжит обеспечение работы учреждений, предприятий здравоохранения и вспомогательных служб, созданных в целях проведения исследования в Российской Федерации.

В случае если участие в испытании привело к нанесению вреда здоровью испытуемого, потере трудоспособности или его смерти, спонсоры обязаны компенсировать ущерб в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В ходе проведения исследования спонсоры обеспечивают испытуемым бесплатную медицинскую помощь, не связанную с исследованием.

Проведение исследования не должно ухудшать состояние испытуемых или окружающей среды. В случае обнаружения таких последствий. испытание должно быть прекращено.

Раздел V. Биоэтика в области трансплантации органов и тканей

Статья 32. Общие условия

В Российской Федерации запрещается пересадка органов и тканей лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации, либо не относящимся к категориям беженцев или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Забор органов и(или) тканей живого донора для трансплантации может осуществляться только в целях лечения реципиента и только тогда, когда нет возможности получить необходимый орган или ткань умершего человека или отсутствуют альтернативные методы оказания медицинской помощи, сопоставимые с трансплантацией по своей эффективности.

Изъятие органов и(или) тканей от живого донора допустимо только в случае, если его здоровью, по заключению комиссии врачей-специалистов, не будет причинен значительный вред.

В Российской Федерации действует презумпция несогласия на забор органов и(или) тканей.

Со стороны донора и реципиента должны быть получены документы об их согласии, оформленные письменно и удостоверенные их подписью. Исключение составляют случаи, когда указанные лица не способны дать согласие.

Живым донором органов может быть только лицо, находящееся в генетическом (прямом) родстве с реципиентом.

Забор органов и(или) тканей трупа не может осуществляться без прижизненного на то письменного согласия умершего. Исключение составляют случаи забора у умершего глазных яблок для пересадки роговицы. Условия и порядок забора глазных яблок у умершего определяются федеральным органом здравоохранения с учетом уважения к телу покойного.

Согласие на забор органов в случае смерти оформляется желающими письменно в виде специальной карточки или отметки в водительских правах.

В случае констатации факта смерти мозга при принятии решения об отключении средств поддержания жизни в целях изъятия органов и(или) тканей для трансплантации не допускается участие трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею.

Статья 33. Защита лица,

не способного дать согласие

на забор органа и(или) ткани

В Российской Федерации запрещается забор органа или ткани у несовершеннолетних или лиц, не способных дать согласие в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

В исключительных случаях на основаниях и в порядке, установленных федеральным органом здравоохранения, допускается забор регенерируемой ткани у лица, не способного дать согласие, при условии выполнения следующих требований:

1) отсутствует подходящий донор, который способен дать согласие;

2) реципиент является братом или сестрой донора;

3) донорство может спасти жизнь реципиента;

4) имеется согласие на донорство, полученное и оформленное в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

Статья 34.

Запрещение извлечения

финансовой выгоды

Органы и ткани человека не должны использоваться в коммерческих целях, служить для извлечения финансовой выгоды и быть предметом купли-продажи, в том числе на экспорт.

Не могут быть предметом купли-продажи, в том числе на экспорт, трупы, органы и ткани трупа.

В Российской Федерации не допускается предпринимательская деятельность, в том числе с участием иностранных инвестиций, в сфере, связанной с забором, хранением и трансплантацией органов и тканей, донорством крови и ее компонентов.

Не допускаются скрытые формы оплаты поставляемых органов, в том числе установление надбавок к должностным окладам категориям сотрудников, оказывающих непосредственное содействие в изъятии донорских органов.

Безвозмездно передаваемые органы должны представляться по принципам справедливого и обоснованного распределения по медицинским показаниям, а не на основе финансовых, социальных, национальных и иных соображений.

Статья 35. Использование удаленных органов и тканей

Любая удаленная часть человеческого тела может храниться и использоваться только при соблюдении условий, указанных в документе, оформляющем согласие, и удостоверенном подписью лица, давшего это согласие.

Статья 36. Уважение к телу покойного

Администрация учреждений здравоохранения, патолого-анатомических отделений и учреждений, принимающих участие в хранении, транспортировке тела покойного, обязаны обеспечить гарантии права на уважение к телу покойного, не допускать надругательства над телом в любой форме.

Патологоанатомическое исследование осуществляется с учетом прижизненного волеизъявления умершего или при согласии его родственников.

Вскрытие является обязательным при подозрении на насильственную смерть, в случае наступления смерти вследствие инфекционного заболевания или подозрения на него, во время или после оперативного вмешательства, во время беременности, родов, в послеродовой период, в иных случаях, определяемых законодательством Российской Федерации.

Стандартизация и лицензирование деятельности врача-патологоанатома проводятся с учетом обеспечения гарантий права на уважение к телу покойного.

Процесс транспортировки и хранения тел умерших должен быть открыт для контроля со стороны родственников.

Раздел VI. Организационные основы обеспечения гарантий в области биоэтики

Статья 37. Федеральный комитет

по биоэтике

В целях разрешения сложных этических проблем в области охраны здоровья в Российской Федерации Президент Российской Федерации уполномочивает специально образованный федеральный орган (Федеральный комитет по биоэтике, далее - Комитет) или уполномочивает иные федеральные органы исполнительной власти образовать такой Комитет на межведомственной основе.

К компетенции Комитета, действующего на федеральном уровне, относится:

1) разработка рекомендаций, касающихся этических проблем государственной политики в области здоровья и здравоохранения, включая государственные гарантии, обеспечения граждан доступной и качественной медицинской помощью, меры по удовлетворению потребностей населения в сфере здравоохранения;

2) рассмотрение этических проблем обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, включая вопросы пропаганды и рекламы;

3) разработка правил и рекомендаций по этике проведения научных исследований в медицине, включая обеспечение безопасности и благополучия лиц, являющихся объектом испытаний;

4) этическая экспертиза клинических и неклинических исследовательских проектов;

5) этическая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов в области здоровья и здравоохранения;

6) образование медицинских и фармацевтических работников, просвещение населения по вопросам этики в области здоровья и здравоохранения;

7) рассмотрение этических проблем, возникающих при реализации прав пациентов; проведении трансплантации органов и (или) тканей человека; осуществлении реанимационных мероприятий; внедрении и использовании репродуктивных технологий и других медицинских вмешательствах, имеющих сложные этические последствия;

8) решение конфликтных ситуаций в области взаимоотношений, возникающих в связи с медицинским вмешательством (в случае, если такие ситуации не нашли разрешения в территориальном комитете по биоэтике субъекта Российской Федерации);

9) определение условий и порядка контроля за экспериментами на человеке;

10) участие в лицензировании учреждений и лиц, занимающихся медицинской и фармацевтической деятельностью;

11) координация деятельности этических комитетов (комиссий), функционирующих в федеральных учреждениях и организациях здравоохранения на общественных началах.

В состав Комитета входят специалисты в области медицины, биологии, генетики, этики и права, философии, социологии, а также представители конфессий, общественных организаций, занимающихся вопросами, связанными с охраной здоровья, защитой прав пациентов.

Комитет не реже одного раза в год отчитывается о своей деятельности в ходе открытого заседания и способствует широкому информированному общественному обсуждению этических вопросов медицинской науки и знания.

Комитет ежегодно готовит общий доклад для Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации о юридической, социальной, этической и политической значимости новых биомедицинских технологий.

Печатные издания, выпускаемые Комитетом, должны быть доступны для общественности.

Граждане Российской Федерации имеют право на публичное обсуждение и гласность в вопросах, связанных с биоэтикой. Указанное права может быть ограничено только необходимостью обеспечения права на конфиденциальность информации.

Субъекты Российской Федерации могут создавать соответствующие органы, специально уполномоченные на решение задач в области биоэтики, не относящихся к компетенции Комитета, действующего на федеральном уровне.

Статья 38. Координация в вопросах обеспечения гарантий в области биоэтики

Комитет координирует деятельность территориальных комитетов по биоэтике, создаваемых в субъектах Российской Федерации, и разрабатывает для них соответствующие рекомендации по решению вопросов, входящих в их компетенцию.

Комитет постоянно информирует территориальные комитеты о своей деятельности и, получая от них аналогичную информацию, в тесном сотрудничестве с ними стремится к созданию методической и правовой базы для определения общих принципов биоэтики.

Раздел VII. Заключительные положения

Статья 39. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение настоящего Федерального закона лица несут ответственность в случаях и порядке, установленных гражданским, административным или уголовным законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный здоровью лиц в результате медицинского вмешательства, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Факт совершения в отношении пациентов действий, повлекших причинение вреда их здоровью признается в судебном порядке.

Совершение указанных действий медицинскими и фармацевтическими работниками является основанием для приостановления или аннулирования выданных им лицензий и сертификатов.

Статья 40. Сроки и порядок введения настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его опубликования.

Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона "О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения"

Вносится депутатами Государственной Думы

Шараповым В.Ф.(25), Давиденко В.И.

Одним из современных критериев благополучия государства является социальная защищенность человека в области охраны здоровья, что предполагает не только реализацию права человека на медицинскую помощь, но и осуществление других прав, включая прежде всего право на безопасность жизни и здоровья. Обеспечение этого права становится особенно актуальным в условиях прогрессирующего развития биомедицины и внедрения новых биомедицинских технологий, связанных с вмешательством в геном, репродуктивные функции и процесс умирания человека.

Ориентация на охрану здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему выжить и достойно существовать, является показателем нравственности политики государства, одним из важнейших условий его сохранения, безопасности и развития.

Необходимость принятия Федерального закона "О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения" обусловлена такими критически значимыми для российского общества факторами, как:

o превышение смертности над рождаемостью и депопуляция российского общества, что может привести к тому, что население России к 2060 уменьшится в 2 раза. Прирост смертности среди гражданского населения в России в настоящее время намного превышает этот показатель в целом по Европе в период первой и второй мировой войн;

o падение рождаемости и ухудшение репродуктивного здоровья населения. Общие потери в числе новорожденных в России в связи с сокращением рождаемости составили за последние пять лет около 4 млн. человек. За 1991-1995 годы число нормальных родов (без осложнений) снизилось с 46,8% до 36,0%. У 48-60% женщин фертильного возраста регистрируются гинекологические заболевания, прежде всего из-за перенесенных ранее абортов. При этом снимаются ограничения на производство абортов и стерилизации.

o рост социально значимых заболеваний, в том числе психических расстройств и связанных с ними немотивированных убийств и самоубийств, алкоголизма, наркомании, туберкулеза, заболеваний, передаваемых половым путем (в 1995 году зарегистрировано около 20 тыс. больных сифилисом в возрасте до 18 лет, что в 45 раз больше по сравнению с 1989 годом, число ВИЧ-инфицированных возросло в 1997 году по сравнению с 1995 годом в 7,5 раз);

o беспрецедентная агрессивность лиц, групп и организаций, использующих в псевдомедицинских целях методы оккультно-мистического и религиозного происхождения, в результате применения которых происходит преступное и бесконтрольное манипулирование человеческой психикой и сознанием их полное разрушение; стремление подменить этими методами официальную медицину и таким образом ее вытеснить.

Эти кризисные явления усугубляются новой серьезной проблемой - отсутствием должного контроля со стороны общества и государства за использованием новых биомедицинских технологий, способных привести к необратимым социокультурным и демографическим последствиям.

Противодействие этим опасным явлениям и нарушению прав в области охраны здоровья должно быть обеспечено законодательно с учетом принципов биоэтики, выработанных международным сообществом, в том числе Советом Европы, ООН, ВОЗ, Всемирной Медицинской Ассоциацией.

В широком смысле под биоэтикой понимается совокупность норм требований, направленных на обеспечение качества жизни населения, и прежде всего - здоровья и безопасности.

Принципы биоэтики непосредственно связаны с пониманием ценности жизни и достоинства личности, что, в свою очередь предполагает ориентацию на духовно-нравственные ценности, традиционные для культуры России. Именно эта ориентация способна обеспечить эффективность государственной политики в области здоровья и возможность ее нравственной оценки.

Учитывая этот подход, законопроект вводит ограничения на осуществление тех биологических и медицинских технологий, которые представляют опасность для жизни и здоровья матери и ребенка и противоречат нормам нравственности и традиционным духовным ценностям. В частности это относится к запрещению использования человеческих эмбрионов и плодов в экспериментальных, диагностических, терапевтических, коммерческих и промышленных целях. Таким образом, налагается запрет на использование тканей плода для целей фетальной терапии, которая считается недопустимой во многих странах мира, а в нашей стране стала предметом бизнеса, в том числе международного.

Особое внимание, которое уделяется в законопроекте обеспечению безопасности здоровья матери и ребенка, как одного из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности.

С учетом значимости этой проблемы, законопроект налагает запрет на аборты по социальным показаниям, т.е. аборты на поздних сроках беременности (от 12 до 22 недель). Такие аборты запрещены в 134 странах мира, включая Германию, Швейцарию, Испанию, Португалию и т.д.). Эта мера обусловлена тем, что действующая нормативная база позволяет абсолютному большинству женщин принимать неограниченное ничем решение об уничтожении ребенка. Аборт на поздних сроках имеет крайне негативные последствия для психического и репродуктивного здоровья женщины. После его проведения резко повышается вероятность развития так называемого постабортного синдрома, являющегося разновидностью посттравматического стресса, который испытывают жертвы катастроф, войн и стихийных бедствий. Последствием этого становится разрушение психического здоровья женщины, асоциальное поведение (алкоголизм, наркомания) и разводы. Аборты в поздние сроки крайне разрушительно сказываются на репродуктивном здоровье женщины, вызывая серьезные осложнения, грозящие бесплодием. Опыт показывает, что половина абортов на поздних сроках оканчиваются осложнениями. В структуре материнской смертности аборт занимает одно из ведущих мест. Опасность аборта для жизни беременной возрастает с увеличением срока беременности. Резко увеличивается при этом вероятность потери детородной функции женщины, в том числе в результате ампутации матки.

Не вызывает сомнения и то, что в этом случае создаются условия для масштабного использования тканей плода для фетальной терапии. Появляется возможность манипулирования решением женщины в корыстных целях, направленных на использование тканей и органов плода.

Законопроект касается такой актуальной этической проблемы, как возможность вмешательства в геном человека.

Необходимость правового регулирования этой сферы обусловлена тем, что в настоящее время ведутся работы по клонированию (биологическому копированию путем манипуляций с генами), а также по созданию так называемых трансгенных животных, посредством вживления им человеческих генов. Подобные эксперименты противоречат нормам биоэтики, законодательству многих стран и могут привести к непредсказуемым последствиям.

Нарушения отмечаются в России и в области проведения экспериментов на людях, которые могут стать объектом испытаний не подозревая об этом, не давая на то своего добровольного информированного согласия. Особенно опасно, когда такие эксперименты проводятся на детях без их согласия и согласия их родителей.

Важным условием реализации норм, заложенных в законопроекте является уважение человеческой личности, прав граждан на информацию, личную неприкосновенность и неприкосновенность личной жизни, сохранение физической и психической целостности. Эти общечеловеческие права легли в основу рассматриваемых в проекте специфических прав пациентов на информацию, допуск к информации, согласие на медицинское вмешательство и отказ от него.

Структура законопроекта определяется комплексом изложенных проблем и включает следующие разделы:

Раздел 1. Общие положения. правовые основы этики государственной политики в области здоровья и здравоохранения

Раздел II. Правовые основы биоэтики отношений, возникающих в сфере здоровья

Раздел III. Гарантии обеспечения биоэтики в вопросах, связанных с геномом человека

Раздел IV. Правовые основы биоэтики научных исследований

Раздел V. Биоэтика в области трансплантации органов и тканей

Раздел VI. Организационные основы обеспечения гарантий в области биоэтики

Раздел VII. Заключительные положения

Законопроект разработан в соответствии с Конвенцией по правам человека и биомедицине, принятой Советом Европы в 1997 году.

Содержание проекта учитывает опасные тенденции в области здоровья и здравоохранения, наметившиеся в России, и определяет правовые пути их преодоления. Законопроект направлен на формирование и повышение уровня правосознания личности и общества, которые оказались противостоящими угрозе от стремительно развивающихся и в ряде случаев непрогнозируемых по своим последствиям биологических и медицинских технологий.

Реализация закона будет способствовать охране физического, психического и духовного здоровья населения, а также обеспечению связанных со здоровьем гарантий нравственной ориентации государственной политики.

Совет Государственной Думы рекомендовал включить законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 1997 года. (Протокол 93 от 23 июня 1997 г., п. 22).

Проект был разослан комитетам, комиссии Государственной Думы, депутатским объединениям в Государственной Думе, а также законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законопроект прошел экспертизу Правового управления Государственной Думы. Он получил поддержку представителей некоторых традиционных для России религиозных конфессий.

Текст проекта был доработан с учетом поступивших замечаний и предложений. (33)

Hosted by uCoz